Linzy.ru
Linzy.ru
Низкие цены Крупнейший склад в России
8 (495) 539-24-00 Консультация Онлайн
Быстрая доставка По Москве 1 день, по России 2-5 дней*

Какие оптические иллюзии использовались в мировом искусстве?

«Магия» оптических иллюзий известна людям с древних времен. Примеры можно найти в известных картинах и знаменитых зданиях. Художники и архитекторы использовали специальные приемы, чтобы добиться нужного эффекта и «перехитрить» зрительное восприятие. В мире сохранилось немало объектов с таким «секретом». Расскажем о некоторых из них.

В повседневной жизни оптические иллюзии окружают нас повсеместно. Они настолько привычны, что мы не обращаем на них внимания. Вспомните Луну, которая висит низко над горизонтом. Она кажется огромной по сравнению с той, какой мы ее видим на небе. Ведь глаза воспринимают размер объекта в зависимости от окружающих предметов. Конечно, в пустынном темном небе спутник кажется гораздо меньше, так как сравнить его не с чем. Ложка, опущенная в стакан с водой, кажется переломанной пополам на границе воды с воздухом. Ветви деревьев на фоне яркого неба кажутся тоньше, чем на самом деле — эта иллюзия называется оптической иррадиацией. И таких естественных зрительных обманов можно перечислить немало.

А вот в искусстве оптические иллюзии используются намеренно, чтобы заставить зрителя воспринимать картину или сооружение определенным образом. В наше время такое течение называется «op-art». Расскажем об известных произведениях мирового искусства, в которых применялись визуальные эффекты.

Оптические эффекты в живописи

Любая картина является художественным обманом — ведь это просто цветовые пятна и линии на плоском полотне. Но в том и состоит мастерство живописца — расположить штрихи и мазки так, чтобы создавалось впечатление объема, глубины, пространства.

Известная оптическая иллюзия в изобразительном искусстве — картины-перевертыши, также называемые анаморфозами. Объекты, изображенные на них, могут менять свой смысл, если посмотреть на них с другого ракурса. В одном рисунке может быть зашифрован другой: например, художники изображали мифологических существ, вписанных в фигуры человека, животных или птиц. Увидеть это можно было с определенного ракурса. Этим приемом пользовались для политических карикатур на власть, хотя визуально картина казалась совершенно обычной.

Еще один часто используемый прием в живописи — так называемые «скрытые картины». В них зашифровано сразу два изображения: например, букет цветов неожиданно неожиданно превращается в лицо человека, а в женской фигуре проступает фантастическая птица. Такой прием использован в полотне Дали «Исчезающие образы» — в ней одновременно видно лицо в профиль самого художника и изображение его жены в полный рост, читающей книгу. Известна также картина Дали «Голова женщины в виде битвы», на которой скачущие всадники и люди на поле перевоплощаются в лицо женщины.

Оптические иллюзии в архитектуре

Искусными мастерами по части зрительных эффектов были древние греки. Ярким примером является известный афинский храм Парфенон, посвященный богине Афине. При проектировании этого здания архитекторы учли, что средние колонны будут находиться на фоне темного святилища храма, а угловые — на фоне голубого неба (тот самый закон «оптической иррадиации»). Поэтому боковые колонны имеют большую ширину и расстояние от них до соседних тоже шире, чем между средними. Однако визуально все колонны выглядят совершенно одинаковыми с равными промежутками, а разница обнаруживается только при измерении.

Интересный эффект применили в Зеркальной галерее Версальского дворца. Это длинная зала (73 метра в длину), на одной стороне которой находятся 17 арочных окон, выходящих в сад. Напротив них на другой стене установлены 17 зеркал такого же размера. Внутри создается впечатление, что галерея окружена пышным садом со всех сторон, так как деревья, видимые в окна, отражаются в зеркалах. Эту иллюзию повторили затем в некоторых резиденциях монархов в Европе.

Оставьте ваш комментарий: