Linzy.ru
Linzy.ru
Низкие цены Крупнейший склад в России
8 (495) 539-24-00 Консультация Онлайн
Быстрая доставка По Москве 1 день, по России 2-5 дней*

Брайлевская колодка: что это за прибор и как он помогает в обучении детей?

Чтобы научить незрячих ребят читать и писать, тифлопедагоги, наряду со специальными методиками, применяют разные приспособления. Одним из таких устройств, которое помогает освоить чтение и письмо, является брайлевская колодка. Что это такое, расскажем в статье.

незрячая девочка

Брайлевская азбука-колодка представляет собой тифлоприбор, предназначенный для обучения слепых детей азбуке и цифрам. С ее помощью можно учиться писать и читать рельефно-точечный шрифт. Внешне устройство похоже на деревянный пенал или толстую линейку. Колодка делится на 10 клеток, каждая из которых представляет собой ячейку-шеститочие Брайля (шесть отверстий, расположенных в два столбца). Во время занятий ученик заполняет дырки «грибочками» или «орешками» — пластиковыми штифтами, которые выполняют функцию точек брайлевского шрифта. С помощью такой азбуки ребенок учится составлять комбинации, соответствующие разным буквам и цифрам тактильного шрифта.

Колодка шеститочия как первый этап освоения азбуки

До того как незрячий или слабовидящий ученик сможет приступить к работе с десятиклеточной азбукой-колодкой, он должен освоить шеститочие. В этом ему помогает брайлевская колодка шеститочия. Это мини-тренажер, который позволяет запомнить расположение и нумерацию клеток в ячейке Брайля, научиться правильному направлению чтения и письма: с помощью рельефно-точечного шрифта читают слева направо, а пишут наоборот — справа налево. Колодка является двусторонней, где одна сторона предназначена для чтения, а другая — для письма. Когда ученик освоил шеститочечную ячейку, можно переходить к занятиям по азбуке-колодке.

Как заниматься?

Многие дети со слепотой и серьезными нарушениями зрения посещают специализированные классы или школы, где чтению и письму их учит тифлопедагог. Чтобы помочь ребенку в освоении школьной программы, реабилитации, родителям желательно знать правила использования брайлевской колодки.

Вот несколько рекомендованных упражнений, которые незрячий ученик может выполнять дома вместе с родителями.

колодка Брайля

Считаем клетки.

На ощупь ребенок должен сосчитать, сколько клеток заполнены штифтами, а сколько — остались пустыми.

Собираем и разбираем колодку.

Главное правило — чтобы ученик выполнял задание в заданном порядке. Разбор колодки обычно выполняют слева направо, двигаясь от верхних точек к нижним. Что касается сборки, здесь существуют разные мнения. Одним тифлопедагоги рекомендуют собирать азбуку справа налево — в том направлении, которое используется для письма. Другие специалисты уверены, что собирать колодку необходимо слева направо, чтобы ребенок запоминал расположение точек, характерное для чтения, а не для письма. Лучше уточнить у своего педагога, какой способ он рекомендует Вашему ребенку.

Считать ямки и «грибочки» 

Ученик должен поочередно сосчитать ямки и «шляпки грибов», а потом назвать номер определенного «гриба» с учетом его позиции в шеститочии.

Занятия с азбукой-колодкой рекомендуется обыгрывать (как в случае со штифтами-«грибочками»), потому что в процессе игры ребенок лучше усваивает материал, сохраняет интерес к учебе и добивается более высоких результатов.

Оставьте ваш комментарий: