У слабовидящего ребенка должны быть домашние обязанности?
Дети с нарушениями зрения имеют ограниченные физические возможности. И многие родители считают своим долгом ограждать их от выполнения даже посильных задач. В этой статье мы ответим на вопрос, нужны ли слабовидящему ребенку обязанности по дому, или за него все должны делать родители?
Самостоятельность влияет на характер и уверенность в себе
Зрячие дети примерно с 7-8 лет уже могут самостоятельно застелить постель, вынести мусор, ополоснуть за собой чашку. По мере взросления количество домашних обязанностей, с которыми ребенок хорошо справляется, возрастает.
Если речь идет о слабовидящем, то часто встречается ситуация, когда ребенку не дают самостоятельно обслуживать себя и, тем более, выполнять дела по дому. Специалисты убеждены, что это в корне неправильно и отрицательно влияет на формирование личности.
Когда мама или папа все заботы берут на себя, растят уже довольно взрослого ребенка как редкий цветок, ограничивая его самостоятельность, они своими действиями транслируют ему убеждение: «Ты сам ничего не можешь!» Для любого человека эта установка, внушаемая близкими людьми, разрушительна. Она плохо влияет на самооценку, уверенность в себе и целеустремленность. Таким детям будет сложно добиться успеха в работе, общении со зрячими, потому что они будут жить с убеждением, что им это не по силам.
Чтобы избежать таких проблем, сформировать твердый, целеустремленный характер, поддержать здоровую самооценку, очень важно предоставить ребенку с нарушениями зрения самостоятельность. В частности у него должны быть свои обязанности по дому, которые будут являться его зоной ответственности.
Обучение слабовидящего бытовым делам
Но как научить ребенка заваривать себе чай, разогревать суп или выполнять другие задачи, если он почти ничего не видит? Разумеется, обучение слабовидящего требует большего терпения и времени по сравнению с обучением зрячих детей. Но при должном упорстве даже слепые дети могут освоить почти любые навыки, которые требуются в быту.
Задача родителей — не пожалеть времени, сил, чтобы терпеливо и с любовью обучать ребенка. В обучении слабовидящих большую роль играет постепенность. Нельзя просто сказать «помой посуду» и надеяться, что ребенок быстро и с первого раза выполнит просьбу. Важно разбить навык, который требуется освоить, на несколько шагов и двигаться постепенно.
Возьмем пример с посудой. Задача «помыть посуду» включает в себя несколько подзадач:
- убрать тарелки со стола в раковину;
- включить воду и настроить комфортную температуру;
- налить средство для мытья посуды на влажную губку;
- обработать тарелки моющим средством с обеих сторон, тщательно смывая жир и другие загрязнения;
- ополоснуть вымытую посуду;
- поставить чистую посуду в сушилку.
Обучайте слабовидящего ребенка поэтапно. Сначала пусть он просто убирает за собой тарелку в раковину. Через несколько дней, когда первый навык освоен, пусть включает воду — научите, как правильно настроить, чтобы не обжечься. Затем покажите, как пользоваться средством для мытья посуды. И так до тех пор, пока он не освоит задачу полностью. Обязательно хвалите ребенка после каждого, даже самого маленького, успеха.
Оставьте ваш комментарий: