Как развивается речь у незрячих детей?
Формирование правильной речи у детей напрямую связано с визуальным восприятием. Поэтому при врожденной или ранней слепоте часто возникает косноязычие и другие проблемы с речью. Как именно слепота может влиять на развитие речевых навыков, подробнее расскажем в этой статье.
Серьезные нарушения зрения, возникшие в раннем возрасте, неизбежно отражаются на динамике и эффективности развития языковых навыков у ребенка.
Одним из первых этапов овладения родным языком является развитие фонематического слуха (способности слышать и различать все звуки) и артикуляции (правильного функционирования речевых органов для произнесения звуков).
Те навыки, для освоения которых необходимо только слуховое восприятие, незрячие дети осваивают почти так же хорошо, как и здоровые. Но артикуляция основана на подражании, и для ее освоения необходимо зрительное восприятие. Поэтому часто ребята с нарушениями зрения отстают в артикуляционном развитии.
Косноязычие при слепоте
Основным речевым расстройством у слепых детей дошкольного возраста считается косноязычие — дефект, при котором человек проговаривает звуки невнятно. При слепоте часто возникают проблемы с произнесением звуков «з», «с», «ш», «ч», «р», «л», «т», «д» и других.
Специалисты отмечают, что выраженность речевых дефектов напрямую связана со временем развития слепоты. По статистике, у малышей, слепых от рождения или ослепших в очень раннем возрасте, дефекты артикуляции были выявлены в 16% случаев. У тех, кто потерял зрение чуть позже, но до семи лет — в 6% случаев.
Проблемы со зрением у слабовидящих и незрячих оказывают влияние в том числе и на формирование письменной речи. Некорректное произношение звуков обусловливает их неправильное начертание.
Трудности в овладении смысловой речью
После годовалого возраста ребенок начинает осваивать смысловую речь, соотносить название предмета и его визуальное восприятие. Незрячие малыши не могут сопоставить новые слова, которые они узнали, с визуальным образом объекта. Это приводит к таким проблемам, как медленное пополнение качественного словарного запаса, понимание слов в узком, обедненном значении.
Зачастую возникают сложности и в освоении невербальных — интонационных, мимических — средств, которые являются важным элементом устного речевого общения. Ребенок с нарушениями зрения не понимает интонационных тонкостей, не видит характерных мимических движений, которые для здорового человека являются своеобразными подсказками в общении, указывая на то, какой смысл или оттенок придает собеседник конкретным словам. Также отсутствие мимики, интонационных различий в собственной речи ребенка со слепотой делает его способ речевого общения менее выразительным.
Влияние на психическое развитие
Специалисты отмечают, что особенности формирования речи у детей с дефектами зрения накладывают отпечаток в том числе и на процесс психического развития. Из-за проблем с произношением могут возникать трудности в общении со сверстниками, что нередко приводит к развитию замкнутости и других черт характера, отдаляющих ребенка от социума. В ряде случаев могут проявиться такие психические особенности, как негативизм, расстройства аутистического спектра.
Специалисты отмечают, что задержки в развитии речи и психики у незрячих детей поддаются коррекции. Главное — обратиться к специалисту как можно раньше.
Оставьте ваш комментарий: